30. Следователь: процессуальный статус.
Статья 38. Следователь
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
31. Орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель: процессуальный статус.
Статья 40. Орган дознания
1. К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным закономполномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
2. На органы дознания возлагаются:
1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32настоящего Кодекса;
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157настоящего Кодекса;
3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.
3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первойнастоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Статья 40.1. Начальник подразделения дознания
1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.
3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:
1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;
2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
Статья 40.2. Начальник органа дознания
1. Начальник органа дознания уполномочен:
1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;
3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.
2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1настоящего Кодекса.
3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.
Статья 41. Дознаватель
1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.
2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
3. Дознаватель уполномочен:
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226ичастью четвертой статьи 226.8настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226ичастью пятой статьи 226.8настоящего Кодекса.
studfiles.net
процессуальный статус – ст. 37, 38.
Следователь – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи ОВД, ФСБ и Госнаркоконтроля. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.
Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений ФЗ, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Руководитель следственного органа уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству
2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя
3) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования
4) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении
5) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства
6) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы
7) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК
8) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК
9) продлевать срок предварительного расследования
10) утверждать постановление следователя о прекращении производства делу
11) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по делу, на обжалование в порядке, установленном УПК, решения прокурора
12) возвращать дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования
13) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК
Руководитель следственного органа вправе возбудить дело, принять дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.
Указания руководителя следственного органа по делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.
Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.
Полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель СК РФ, руководители следственных органов СК РФ по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем СК РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).
studfiles.net
участие, полномочия и статус. Права следователя при проведении уголовного судопроизводства
Должностным лицом, которое занимается расследованием преступлений в правоохранительных органах, является следователь. Он определяет причастность субъекта к совершенному преступлению, выявляет мотивы и обстоятельства совершенного противоправного деяния. Объединив воедино все имеющиеся доказательства и факты, анализирует их, выдвигает версии и определяет, кто является потерпевшим, а кто обвиняемым.
Статус следователя

Правовой статус следователя в уголовном процессе определяется Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно этому правовому документу, он относится к категории должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие и другие функции в рамках уголовного дела. Специалисты данного профиля состоят на службе в Следственном комитете, Федеральной службе безопасности, правоохранительных органах, прокуратуре, а также службе по контролю за оборотом наркотиков.
Данный статус позволяет осуществлять свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, от имени и в интересах государства и его граждан. Также статус следователя в уголовном процессе регламентируется Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами, международными договорами, которые прошли процесс ратификации в установленном порядке.
Полномочия

В уголовном процессе следователь уполномочен выполнять действия, которые определены российским законодательством. Они заключаются в возбуждении уголовного дела, его предварительном расследовании, а также возобновлении процессуальных действий по вновь открывшимся обстоятельствам дела либо при появлении в нем новых доказательств или фактов.
Независимо от того, к какой структуре органов власти относится следователь, он должен четко следовать букве закона. Для вынесения постановления ему отводится не так много времени. Необходимо в короткие сроки выявить круг виновных лиц, определить процессуальные меры для пресечения ими попыток укрыться от наказания, определить степень вины каждого участника (если их несколько). Поэтому роль следователя в уголовном процессе чрезвычайно важна.
Основное его полномочие — привлечь к ответственности именно виновное лицо, которое действительно совершило противоправное действие. По этой причине расследование любого уголовного материала должно осуществляться не только с позиции обвинения, но и с позиции защиты прав и интересов лиц, которые пострадали от совершенного преступления, а также защиты прав подозреваемого. Пока его вина не доказана, он не является преступником. Роль следователя заключается в обеспечении соблюдения интересов и прав личности от необоснованного, незаконного осуждения и обвинения.
На практике довольно сложно определить все полномочия следователя, поскольку они распространяются на разные аспекты УПК. Однозначно то, что их круг может быть гораздо шире.
Права следователя

В рамках проведения предварительного следствия права следователя в уголовном процессе заключаются в следующем:
- Возбуждение уголовного дела с вынесением соответствующего постановления.
- Принятие дела или направление его вышестоящему руководству.
- Контроль и управление ходом расследования, проведение следственных мероприятий (за исключением случаев, когда для этого необходимо получение разрешения суда или руководства следственного органа).
- Право отдавать в письменном виде органам дознания ряд поручений, касающихся выполнения следственных оперативно-розыскных действий, связанных с задержанием, арестом, приводом и иными мероприятиями.
Все запросы и требования, которые выносятся следователем в процессе расследования преступления, должны быть приняты к исполнению гражданами, организациями, учреждениями и должностными лицами.
Если в ходе расследования становится ясно, что открываются обстоятельства, не относящиеся к расследуемому делу, то следователь может выделить материалы в отдельное производство. Для этого выносится постановление, а затем все полученные данные передаются вышестоящему руководителю того следственного органа, в подчинении которого находится следователь.
Должностные полномочия с правовой точки зрения
Процессуальное положение следователя в уголовном процессе определяется ст.5 п.41 УПК Российской Федерации, где значится, что этот сотрудник является должностным лицом, которое правомочно осуществлять мероприятия по предварительному следствию. Однако необходимо помнить о требованиях к соблюдению следователями и дознавателями в уголовном процессе своих обязанностей.
В рамках имеющегося уголовного дела сотрудник данной категории должности выступает как самостоятельное лицо, наделенное определенными функциями и правами, закрепленными на законодательном уровне. Подобная свобода действий не остается без соответствующего контроля. Речь идет не только о непосредственном начальнике, но и о прокуроре, судье. На своем уровне они могут проверить вынесенное следователем постановление, обвинительное заключение, поставить под сомнение вопрос об ответственности должностного лица.
Данные меры необходимы, чтобы исключить риск предвзятости следователя и для недопущения отклонения им от процессуальных норм.
Круг обязанностей
В рамках действующего законодательства правовое положение следователя в уголовном процессе накладывает ряд обязанностей, которые необходимо неукоснительно соблюдать:
- Выявлять достоверные факты, которые свидетельствуют о совершении преступления.
- Изобличить лицо, круг лиц, которые причастны к правонарушению, установить события преступления.
- Принимать и проверять сообщения о готовящихся или уже совершенных фактах преступления, в рамках своих полномочий выносить по нему объективное решение.
- После получения одобрения вышестоящего руководителя либо единолично (если законом на то нет препятствий) принимать решение о прекращении уголовного расследования.
Также в число обязанностей следователя входит рассмотрение всех заявлений, которые поступили по ходатайству от участников процесса в рамках расследования уголовного дела. Если у обвиняемого лица имеются несовершеннолетние дети, он обязан отдать их на попечение родственникам либо в специализированное государственное учреждение. Имущество, которое осталось без внимания, также должно быть сохранено, для чего предпринимаются определенные меры (например, опечатывание недвижимого имущества).
Данные о ходе расследования, результатах экспертиз и прочих сведений, относящихся к рассматриваемому делу, являются секретными и не подлежат огласке. Следователь должен воздержаться от дачи каких-либо комментариев в средствах массовой информации или социальных сетях. Все, что касается результатов и хода предварительного расследования в отношении несовершеннолетних, деталей личной жизни участников расследования, также не подлежит огласке. Исключительными являются случаи, когда разглашаемые данные могут быть озвучены третьим лицам (если это не противоречит интересам следствия), не нарушают права и законные интересы участников судопроизводства по уголовному делу.
Виды функций, выполняемых следователем

Согласно статье 15 УПК РФ, следователь выполняет функции защиты, обвинения и разрешения уголовного дела. Теоретически их исполняют разные участники процесса. В ходе доказывания положение следователя в уголовном процессе обязывает его также определить обстоятельства, указывающие на смягчение наказания, исключающие наказуемость и преступность деяния обвиняемого. Основываясь на своем личном опыте и внутренних убеждениях, следователь должен руководствоваться не только совестью, но и действующим законом.
Вышеописанные функции призваны обеспечить правовое движение и рассмотрение уголовного дела. В процессе защиты устанавливается факт невиновности или возможность смягчения вины обвиняемого. Это необходимо, чтобы к ответственности были привлечены только виновные лица. Функция обвинения заключается в предъявлении обоснованных и доказанных фактов, которые прямо указывают на причастность обвиняемого к совершенному преступлению. Если говорить о разрешении уголовного дела, то тут речь идет не о правосудии, а лишь о возможности прекратить следственные действия.
Функция защиты
Стоит отдельно рассмотреть данную функцию, так как ее значение и вес в рамках уголовного расследования на данный момент значительно возросли и окрепли. Следователь как участник уголовного процесса должен помнить о том, что он руководствуется не только правом выдвигать обвинение, но и необходимостью определить, является ли обвиняемый причастным к рассматриваемому преступлению. Для этого в нормах Уголовно-процессуального кодекса имеются статьи, которые позволяют прекратить дело, если не было найдено соответствующего подтверждения в части предъявленного обвинения.
Статьи российской Конституции содержат нормы, указывающие на то, что обвиняемый имеет право на защиту своих интересов. Полномочия следователя обязывают его всесторонне изучить материалы дела и определить степень вины обвиняемого, выяснить наличие обстоятельств, которые можно квалифицировать как смягчающие или отягчающие.
Бывают случаи, когда люди сознательно берут на себя вину за преступление, которого не совершали. Мотивы таких действий могут быть разные — обещанное настоящим преступником вознаграждение, угрозы, желание избавить от наказания какое-либо лицо (например, мать старается спасти от тюрьмы сына). Задача следователя состоит не в том, чтобы предавать суду оговаривающего себя человека, а выявить факты, разоблачающие настоящего виновника.
Часто такому сотруднику, исследуя обстоятельства дела, приходится выполнять роль и следователя, и дознавателя. В уголовном процессе большая часть их функций похожа. Они вместе участвуют в процессе выявления обстоятельств совершенного преступления. Разница заключается в том, что дознаватель не участвует в процессе привлечения к ответственности подозреваемого и не выносит обвинительное заключение по окончании расследования.
Обвинение и разрешение уголовного дела

Чтобы довести дело до этапа его разрешения, следователю необходимо самостоятельно собрать все доказательства, определить круг обстоятельств, которые относятся к расследованию, осуществить оценку и проверку информации, опираясь на внутренние убеждения и имеющиеся факты. В случае необходимости он может избрать меру пресечения для недопущения обвиняемым дальнейшего совершения противоправных действий. Это может быть подписка о невыезде, домашний арест, залог, запрет на осуществление определенных действий, заключение под стражу, присмотр за обвиняемым, если он не достиг совершеннолетия.
Несмотря на то, что в настоящее время к роли следователя в уголовном процессе относятся как к стороне обвинения, он должен изучать материалы дела всесторонне, без предвзятости. Он изучает обстоятельства преступления как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, выступая третьим незаинтересованным лицом, которое объективно может оценить всю ситуацию.
Вынесение обвинительного заключения является сигналом к тому, что процесс сбора доказательств, расследования и выявления всех обстоятельств дела подошел к логическому заключению, а материал готов для передачи в суд. Окончательный вердикт выносит судья. В уголовном процессе следователь хоть и наделен широкими полномочиями, однако должен понимать, что принимать решение о виновности может только судебный орган либо суд присяжных.
Функция доказывания
Основная функция следователя в уголовном процессе — собрать все доказательства, которые могли бы указать на виновность субъекта. Существует определенный порядок, который регламентирует сбор и фиксацию полученной информации. Если этого не сделать, то доказательства, не закрепленные либо оформленные с нарушением процессуальных норм, не смогут быть приняты ко вниманию в судебном процессе. Документ, который содержит в себе полученные данные, называется протокол. В исключительных случаях заменить его может кино- и фотосъемка, видео- и аудиофиксация.
Следователь не должен скрывать обстоятельства дела, которые указывают на невиновность подозреваемого или обвиняемого лица. При открытии обстоятельств, указывающих на невиновность подозреваемого, он должен предпринять все меры по прекращению уголовного преследования в отношении данного гражданина или группы лиц.
В процессе выполнения доказательной функции следователю необходимо определить:
- События совершенного преступления (например, выяснить способ, место и время).
- Определить виновное лицо, его личность, мотивы и форму вины.
- Уточнить обстоятельства, указывающие на возможность смягчения вины или факты, которые ее исключают.
- Выяснить, имеются ли отягчающие обстоятельства.
Фактически следователь, как и дознаватель, в течение всего процесса расследования уголовного дела активно участвует в собирании доказательств. Для этого он может привлекать экспертов с целью получения независимых и квалифицированных заключений. Также к сбору доказательств относится допрос свидетелей, потерпевшего, обвиняемого, поиск улик.
Самостоятельность в процессуальной деятельности

В отличие от дознавателя, процессуальная самостоятельность следователя в уголовном процессе несколько больше. Несмотря на то, что он не может самостоятельно принимать решение относительно мер розыскного характера, этот специалист может отдать соответствующее поручение, которое должно быть исполнено.
В процессе изучения норм процессуального права нужно обратить внимание на то, что в настоящее время следователь как участник уголовного процесса не обладает полной самостоятельностью. Это далеко не всегда сказывается положительно на результатах расследования. Необходимость во всем подчиняться вышестоящему начальнику, согласовывать с ним каждый свой шаг, оформлять множество актов, справок и других документов существенно ограничивают самостоятельность следователя в уголовном процессе и отвлекает его от расследования.
fb.ru
30. Следователь: процессуальный статус.
Следователь— лицо, уполномоченное осуществлять расследование/следствие: -СК РФ -ФСБ -ОВД -Орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ- Госнаркоконтроль
Полномочия: -различие по подследственности, например, СК- убийство, изнасилование, ФСБ- шпионаж, -осн функция- уголовное преследование- процессуальная деятельность с целью изобличения лица в совершении преступления. -Проведение всех предусмотренных законом следственных действий.
-Принятие решений по делу. — Применение мер процессуального принуждения. -Все требования следователя обязательны для исполнения — Следователь обладает процессуальной самостоятельностью.
31. Орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель: процессуальный статус.
Органы дознания: Функции: -дознание; -ОРД, регламентированная законом, н-р, прослушка/наружка- по решению суда; -производство неотложных следственных действий в случаях, не терпящих отлагательств, н-р, можно возбудить уголовное дело.
Дознание- одна из форм предварительного расследования.
Дознание характеризуется появлением новых процессуальных фигур- начальника подразделения дознания и начальника органа дознания.
Начальник подразделения (ст. 40.1 УПК)
Начальник подразделения — возглавляет подразделение (отдел, управление и тд), в котором работают дознаватели и осуществляет непосредственное руководство им.
Руководитель подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
2) Изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
3) Отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
4) Вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Указания начальника даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Однако он может обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору, но обжалование не приостанавливает их исполнения.
Начальник подразделения может выполнять функции дознавателя : возбудить уголовное дело и принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме. При этом он обладает полномочиями дознавателя.
Начальник органа дознания- руководитель структурного подразделегия органов дознания (например, Управление внутренних дел по г. Москве), в состав которого, наряду с другими службами, входит подразделение дознания.
Начальник подразделения- подчиненный начальника органа дознания.
Полномочия начальника органа дознания:
1. Вправе давать указания дознавателю, например, о проверке сообщения о преступлении (дознаатель может обжаловать их прокурору)
2. Принимает решение о производстве дознания группой дознавателей, принимает решение о ее составе.
3. Обвинительный акт перед направлением к прокурору должен быть утвержден начальником органа дознания.
32. Потерпевший, частный обвинитель и их представители: процессуальный статус.
Потерпевший- источник информации, как свидетель. Человек, которому причинен вред. Права- те же, что и у др+ ст.42 УПК Становится потерпевшим с момента вынесения соответствующего постановления. Потерпевший не вправе:
1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд;
2) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;
3) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ.
При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.
За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. за разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Частный обвинитель — это потерпевший или его представитель (законный представитель), действующие по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК). Говоря о частном обвинителе как потерпевшем, закон в п. 59 ст. 5, ч. 1 ст. 318 имеет в виду не общее понятие потерпевшего, признаваемого таковым по решению следователя, дознавателя, прокурора или суда. Потерпевший, становящийся частным обвинителем, — это лицо, которое непосредственно претерпело вред от преступления или утверждает, что претерпело такой вред. Частный обвинитель может не быть потерпевшим только в одном случае — если уголовное дело частного обвинения возбуждается не самим потерпевшим, а законным представителем несовершеннолетнего или лица, признанного по суду недееспособным. Частный обвинитель может воспользоваться также помощью представителя — адвоката. Лицо становится частным обвинителем с момента принятия судом поданного им заявления к своему производству (ч. 7 ст. 318 УПК РФ).
Частный обвинитель имеет следующие права:
1) права потерпевшего, из числа названных в ст. 42 УПК, а именно: знать о предъявленном обвинении — в данном случае о подаче против него встречного заявления в порядке ч. 3 ст. 321 УПК РФ; давать показания; не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников; представлять доказательства; заявлять ходатайства; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представителя; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в мировом суде; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; приносить жалобы на решения мирового судьи; обжаловать приговор, определение, постановление суда; знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения; ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ;
2) права обвинителя, аналогичные некоторым из тех, которыми по делам публичного или частно-публичного обвинения пользуется государственный обвинитель (ч. ч. 5, 6 ст. 246 УПК), а именно: представлять доказательства и участвовать в их исследовании; излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания; предъявлять и поддерживать по уголовному делу гражданский иск.
studfiles.net
Процессуальный статус следователя в уголовном процессе
Анализ основных позиций в понимании понятия «процессуальный статус следователя». Определение процессуальной самостоятельности следователя в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. Авторское понимание понятия «статуса и самостоятельности следователя», необходимость его закрепления в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: следователь, статус следователя, процессуальная самостоятельность, предварительное следствие, уголовно-процессуальное законодательство, право обжалования, ответственность следователя
Для правового государства характерно наличие высокого уровня обеспеченности прав и свобод человека, верховенство общечеловеческих ценностей.
Наличие разного предназначения и различных функции, следователь и суд объединены общим назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).
Состязательная деятельность стороны обвинения в лице органов следствия, в следственном формате досудебного производства, имеет место там постольку, поскольку они выступают перед судом в качестве стороны в деле при решении вопросов, касающихся ограничения правового статуса лица, обвиняемого в совершении преступления, определяет предмет данного уголовного дела.
В настоящее время в науке уголовного процесса возникает спор о правовом положении следователя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Некоторые авторы полагают, вопреки действующему УПК РФ, который относит следователя именно к стороне обвинения (статья 38 УПК РФ), что следователь не должен относиться к стороне обвинения.
Например С. Шейфер — процессуалист профессор, объясняя, почему следователь не должен выступать в уголовном процессе на стороне обвинения, указывает, что следователь «не может не испытывать состояния внутренней раздвоенности, сознавая себя, с одной стороны, субъектом уголовного преследования, обязанным собирать уличающие обвиняемого (подозреваемого) доказательства, а с другой — исследователем, вынужденным опровергать самого себя, устанавливая обстоятельства, несовместимые с обвинением» [10, с. 35].
А. Пиюк, также считает, — «что положения УПК РФ об отнесении следователя к стороне обвинения нелогичны» [7, с. 36].
В. Зажицкий, полагает, что следователь, только формирующий предмет судебного спора, не может быть стороной в уголовном процессе, а особенности процессуальной деятельности следователя не дают права называть его стороной в уголовном процессе [6, с. 46–47].
Более полно определяет функции следователя В. Быков, он подтверждает наше мнение — следователь на досудебных стадиях уголовного процесса в настоящее время выполняет такие процессуальные функции, как расследование преступлений, обвинение и разрешение уголовного дела (имеется в виду прекращение следователем уголовного дела) [3, с. 952–958].
По мнению Рябининой Т. К.: «Возникает парадоксальная ситуация — считают, что следователь должен быть самостоятельным и независимым, но от кого независим, не ясно. Следователь — обвинитель не может быть независим ни от прокурора, ни от руководителя следственного органа. Более того, в таком случае законодателю следовало бы более четко регламентировать полномочия каждого из них, скоординировав их деятельность, имеющую единую направленность, на выполнение задач, которые ставит перед ними государство и общество.
При таком подходе к деятельности следователя вполне разумным и рациональным видится введение единого Следственного комитета, независимо от того, при Правительстве РФ или Президенте РФ он будет состоять. Относиться он должен тогда к органам исполнительной власти» [5, с. 19].
Предварительное производство по уголовному делу в России продолжает сохранять следственную форму, но следует отметить, что элементы состязательности в нем имеются. Прежде всего, они проявляются в процедурах судебного контроля. В данных процедурах следователь вступает в правовые отношения с судом.
Исследование любой деятельности требует анализа ее внутренних системных связей. К тому же «деятельность представляет собой процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями» [8, с. 204].
По мнению Арутюна Вартанова: «… об основополагающем значении принципа процессуальной самостоятельности следователя в определении его статуса, выделяются элементы процессуальной самостоятельности следователя, регламентация которых способствует формированию процессуального статуса следователя» [4, с. 15].
Участники уголовного судопроизводства играет в нем определенную роль и каждый из них выполняет свое специальное назначение.
Следователь выступает в суде как представитель стороны обвинения, как должностное лицо органа предварительного расследования, которое возбуждает перед судом ходатайство с целью получения разрешения на реализацию процессуальных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан. В данном же качестве следователь выступает в судебном заседании, когда его решения, действия (бездействие) становятся предметом обжалования участниками процесса, чьи права и законные интересы были нарушены или поставлены под угрозу нарушения.
Однако Б. Безлепкин считает: «При наличии законных поводов и оснований следователь вправе возбудить уголовное дело своей подследственности, принять его к своему производству и приступить к производству расследования, самостоятельно определяя его направления соответственно выдвигаемым следственным версиям. Следователь самостоятельно решает, какие следственные действия необходимо произвести в целях собирания доказательств и кого вызвать для участия в этих действиях, в частности в допросах и очных ставках, кому поручить экспертное исследование и какие меры уголовно-процессуального принуждения (задержание, заключение под стражу, иные меры пресечения, наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности и др.) подлежат применению, он вправе и обязан применить их или же возбудить перед судом ходатайство о принятии соответствующего решения, либо обратиться к начальнику следственного органа, в котором состоит на службе, за согласием и лишь после этого выполнить соответствующее процессуальное действие [2, с. 8].
А. Бабич приходит к выводу о том, что главным вопросом, подлежащим решению при анализе эффективности реализации следователем процессуальной самостоятельности в условиях осуществления судебного контроля на досудебных стадиях процесса, остается вопрос о влиянии контрольной деятельности суда на внутреннее убеждение следователя. Контрольные полномочия способны существенно скорректировать принятие следователем решений о проведении тех или иных процессуальных действий. Очевидно, в таких условиях ошибочность выводов суда может кардинально сказаться на ходе и результатах расследования по уголовному делу [1, с. 23].
Возникает вопрос, когда следователь выступает в суде в качестве свидетеля? Следователь сообщает суду и участникам судебного разбирательства сведения, касающиеся хода и результатов следственных действий, которые были проведены им в досудебном производстве, а также по факты, отраженные в материалах дела, которые были поставлены под сомнение другим состязающимся процессуальным участником.
Часто возникает вопрос о бремени доказывания в уголовном процессе. Следователь является стороной в деле, обладающей правами, предусмотренными ст. 240 УПК РФ, т. е. он является субъектом доказывания: вправе представлять доказательства в пользу принятия судом решения, удовлетворяющего его ходатайство, участвовать в исследовании доказательств, давать объяснения.
Следователь в отличие от прокурора не является субъектом права на принесение жалобы в кассационном (надзорном) порядке на постановление судьи об отказе в удовлетворении его ходатайства. В этом определяется ограниченность процессуального статуса следователя как участника судебной процедуры, самостоятельно отстаивающего процессуальные интересы следствия, но только в пределах судебного заседания.
Необходимо отметить, что вынесенное постановление судьи подлежит немедленному исполнению, хотя и может быть обжаловано сначала в апелляционном порядке, а потом в кассационном порядке.
Как свидетельствует практика, следователь может стать участником судебного заседания в суде апелляционной, кассационной инстанции, предметом которого является проверка законности, обоснованности решения нижестоящего суда. Выполняя ту же функцию и используя те же права, что и в суде первой инстанции, следователь, отстаивает свою позицию, изложенную в ходатайстве, или новую позицию, которая не может ухудшать положение обвиняемого.
Разрешения спорных ситуаций, возникших в связи с прекращением досудебного сотрудничества по инициативе следователя, прокурора, на наш взгляд, могут быть предметом судебного обжалования заинтересованных лиц. Постановление следователя о возбуждении ходатайства перед прокурором о прекращении досудебного сотрудничества, постановление прокурора о прекращении сотрудничества, а также отказ прокурора вынести представление в порядке ст. 317.5 УПК РФ может стать предметом судебного обжалования в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Учитывая данные ситуации, предметом судебного спора будет являться невыполнение одной из сторон условий соглашения.
Собранные следователем по уголовному делу доказательства, могут так же стать поводом оспаривания в правовых отношениях между следователем и судом. В суде в качестве свидетелей могут выступать должностные лица следственных органов. Примеры практики показывают, что это происходит все чаще: прокуроры, которые иногда плохо знают дело, суд, иные участники судебного разбирательства порой нуждаются в разъяснениях следователя по поводу фактических обстоятельств дела через проведение его допросов.
В настоящее время следователя в суде воспринимают скорее как свидетеля обвинения и в какой-то степени представителя стороны обвинения. Можно согласиться с мнением ученых, что следователь может давать показания по обстоятельствам, которые были установлены лично им в ходе следственных действий, т. е., он может давать показания по поводу протоколов следственных действий, иных составленных им процессуальных документов.
Можно считать правильным мнение о том, что пробелы протоколов следственных действий не могут быть восполнены последующими показаниями следователя, а также о желательности расширения практики устного представления сведений, изложенных в актах досудебного производства. Обстоятельства, связанные с выдвинутой стороной защиты версией о применении к подзащитному незаконного психического или физического насилия могут быть предметом судебных показаний следователя. Так же недопустимо передавать показания свидетеля, потерпевшего через показания следователя, проводившего их допрос. При наличии же первоначальных показаний самих свидетелей производные от них показания могут иметь место только при наличии существенных противоречий между их первоначальными словами (зафиксированными должностными лицами правоохранительных органов) и показаниями в суде. Однако следователь не вправе передавать суду содержание заявлений, сообщений лиц, которые не были официально получены в ходе допроса.
Должностным лицам правоохранительных органов не должна предоставляться возможность своими свидетельскими показаниями восполнять протоколы допросов обвиняемого или других документов, которые составлялись со слов обвиняемого в ходе предварительного расследования.
Последовательное развитие отечественного уголовного процесса в состязательном направлении приводит к превращению следователя в орган обвинительной власти, который вправе непосредственно сообщать суду факты, непосредственно установленные им в ходе досудебного производства по делу.
Обобщая исследованный материал, можно сделать вывод, что специальное назначение и роль следователя заключаются во всестороннем, полном и объективном выяснении, исследовании всех обстоятельств уголовного дела, подлежащих установлению и доказыванию, то есть в расследовании.
Таким образом, уголовно-процессуальная функция следователя — это расследование, в котором ведущими направлениями его уголовно-процессуальной деятельности являются уголовное преследование, трансформируемое в обвинение после вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а также защита прав и свобод участников предварительного следствия (ст. ст. 9, 10, 11 УПК РФ). Кроме того, следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
Таким образом, реализуя уголовно-процессуальную функцию расследования, следователь тем самым выполняет свое социально-правовое назначение.
Литература:
1. Бабич А. В. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя как основа его статуса в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис…. канд. юрид. наук Бабич А. В. / — Саратов, 2012. — 28 c.
2. Безлепкин Б. Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. М.: Проспект, 2011. — 153 с.
3. Быков В. М. Процессуальные функции следователя в уголовном процессе России // Право и политика. — 2012. — № 6. С. 1079–1085.
4. Вартанов А. Р. Проблемы процессуальной самостоятельности следователя по УПК РФ: автореф. дисс. … к.ю.н. Вартанов А. Р. / Краснодар, 2012. — 22 с.
5. Драпкин Л. Я., Шуклин А. Е. Следователь: профессиональная характеристика и основные методы деятельности // Российский юридический журнал. — 2011 — № 1. — С. 203–210.
6. Зажицкий В. И., О процессуальном положении следователя // Государство и право. — 2011. — № 6. — С. 41–51.
7. Пиюк А. В., Правовое положение следователя в современном уголовном процессе России // Российская юстиция. — 2011. — № 3. — С. 33–37.
8. Рябинина Т. К. Следственный комитет или судебный следователь?//Уголовное судопроизводство. — 2011. — № 1. — С. 17–21.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 174-ФЗ от 18 декабря 2001. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Шейфер С. А., Российский следователь — исследователь или преследователь? // Российская юстиция. — 2010. — № 11. — С. 34–36.
moluch.ru
Следователь: процессуальный статус
Следователь – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи ОВД, ФСБ и Госнаркоконтроля. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.
Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений ФЗ, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Руководитель следственного органа уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству
2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя
3) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования
4) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении
5) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства
6) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы
7) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК
8) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК
9) продлевать срок предварительного расследования
10) утверждать постановление следователя о прекращении производства делу
11) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по делу, на обжалование в порядке, установленном УПК, решения прокурора
12) возвращать дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования
13) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК
Руководитель следственного органа вправе возбудить дело, принять дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.
Указания руководителя следственного органа по делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.
Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.
Полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель СК РФ, руководители следственных органов СК РФ по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем СК РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).
students-library.com
Правовой статус следователя и дознавателя
Поиск Лекций
Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей, иначе говоря, подследственность, детально определена статьей 151 УПК РФ. Процессуальное же положение, то есть права и обязанности любого следователя в работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково и не зависит ни от того, к какому ведомству данный следователь относится, ни от его должности в рамках родового понятия «следователь» (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам), ни от характера расследуемого преступления.
Это положение принято связывать с понятием процессуальной самостоятельности, сравнимой с гарантированной Конституцией судейской независимостью. В законе (пункт 3 части второй статьи 38 УПК) правило о процессуальной самостоятельности следователя сформулировано следующим образом: при производстве предварительного следствия по уголовному делу следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.
За этими исключениями следователь (при наличии законного повода и основания) самостоятельно и единолично принимает решение о возбуждении уголовного дела, о производстве следственных действий по собиранию доказательств и о вызове лиц для дачи показаний, экспертных заключений и т. д., о задержании подозреваемого, применении предусмотренных УПК мер пресечения и другого принуждения и о привлечении лица в качестве обвиняемого, а по окончании предварительного следствия — о направлении уголовного дела в суд (через прокурора) или о прекращении уголовного дела. При этом если дело прекращается за отсутствием события преступления, отсутствием состава преступления или недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, то есть на основании вывода о невиновности обвиняемого, то постановление следователя о прекращении уголовного дела юридически равнозначно оправдательному приговору. Обвиняемый полностью реабилитируется со всеми вытекающими отсюда юридическими и моральными последствиями.
По отношению к органу дознания (например, к органам внутренних дел в лице криминальной полиции или полиции общественной безопасности) следователь обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Не будь такого правила, следователь-одиночка в целом ряде случаев, прежде всего при расследовании объемных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности. Ему, кабинетному работнику, не по плечу, например, производство трудоемких обысков, требующих применения специальных поисковых средств (скажем, металлоискателей, водолазного оборудования). При этом сам следователь не может обеспечить личную безопасность участников подобных следственных действий на случай возможного противодействия, вплоть до вооруженного, тем более, что задержание подозреваемых в наше время все чаще приобретает черты боевого столкновения. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Заключение
Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы — органы предварительного расследования.
Предварительное расследование — это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.
Задачами органов предварительного расследования являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности, предупреждение и пресечение преступных деяний.
Органы предварительного расследования призваны обеспечить действенность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Сложной и ответственной задачей в борьбе с преступностью является и тот факт, чтобы ни один случай преступления не проходил не раскрытым.
В задачи органов предварительного расследования входит не только раскрытие преступления, выявление и привлечение к ответственности виновных в его совершении или реабилитация невиновных, но и исследование причин и условий, способствующих совершению преступления, принятие мер к их устранению. С этой целью указанными органами проводится большая профилактическая работа, направленная на предупреждение и пресечение преступных деяний.
Успешное выполнение возложенных на органы предварительного расследования задач, возможно лишь при условии строгого соблюдения ими законности, тесной связи с общественностью, применении научно-технических средств и научной организации труда. От работников аппарата предварительного расследования требуются глубокие и разносторонние юридические знания, максимум инициативы, активности, настойчивости в изобличении преступников и охране правопорядка, постоянное совершенствование своей работы.
Список использованных источников и литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. — М.: Маркетинг, 2005. — 39 с. — ISBN — 94462-025-0.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 — ФЗ с изменениями и дополнениями вступившего в силу с 03.06.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011.
3. Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 — ФЗ с изменениями и дополнениями вступившего в силу с 28.04.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 18.06.2011.
4. О введении в действие Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 177 — ФЗ с изменениями от 01.01.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011.
5. О прокуратуре: Федеральный закон от 17.11.1995 г. № 47 — ФЗ с изменениями от 28.04.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 11.06.2011.
6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995г. № 144 — ФЗ с изменениями от 29.04.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011.
7. Об организации деятельности органов дознания в вооруженных силах Российской Федерации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 446 с изменениями 17.05.2009 г. // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». — Последние обновление 18.06.2011.
8. О следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010г. № 403 – ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011.
Научная литература:
9. Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.Н. Арестова. — М.: Юристъ, 2008. — № 10. — 156 с. — ISBN — 5-7974-0565-0.
10. Багаутдинов Ф.А. Возбуждение уголовного дела по Уголовно — процессуальному кодексу Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / Ф.А. Багаутдинов. — М.: Законность, 2009. — № 7. — 239 с. — ISBN 5-8354-0573-0.
11. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст]: учебное пособие / Б.Т. Безлепкин. — М.: ООО «ВИТРЭМ», 2011. — 319 с. — ISBN 5-2450-2435-4.
12. Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система [Текст]: учебное пособие / Ф.Ю. Вердичевский. — СПб.: Питер, 2010. — 432 с. — ISBN 5-7354-2548-2.
13. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений [Текст]: учебное пособие / А.П. Дербенев. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2010. — 215 с. — ISBN 5-6773-0902-0.
14. Зайцев О.Н., Абдуллаев Ф.А. Дознание по УПК РФ [Текст]: учебное пособие / О.Н. Зайцев, Ф.А. Абдулаев. — М.: Юрайт, 2008. — №3. — 232 с. — ISBN 5-95381-439-02.
[1] Зайцев О.Н., Абдуллаев Ф.А. Дознание по УПК РФ [Текст]: учебное пособие / О.Н. Зайцев, Ф.А. Абдулаев. — М.: Юрайт, 2008. — №3. – С. 41
[2] Зайцев О.Н., Абдуллаев Ф.А. Дознание по УПК РФ [Текст]: учебное пособие / О.Н. Зайцев, Ф.А. Абдулаев. — М.: Юрайт, 2008. — №3. – С. 69
[3] Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система [Текст]: учебное пособие / Ф.Ю. Вердичевский. — СПб.: Питер, 2010. — С. 71
[4] О следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010г. № 403 – ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011.
[5] О следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010г. № 403 – ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011.
[6] Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система [Текст]: учебное пособие / Ф.Ю. Вердичевский. — СПб.: Питер, 2010. – С. 56
[7]Там же. – С. 61
[8] Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений [Текст]: учебное пособие / А.П. Дербенев. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2010.- С. 100
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru